Форма и композиция в дизайне
Форма в искусстве дизайна определяется как выражение внешнего вида изделия. Она в большинстве случаев связана с его внутренним содержанием и предназначением. Три вида формы являются основой дизайна: функциональная, конструктивная, эстетическая.
Форма определяется свойствами материи, геометрическим строением конечного результата творения, а так же характером его расположения в пространстве.
Задачей композиции является соединение разрозненных деталей в единое гармоничное единство. Важнейшими категориями, которыми оперирует композиция, являются: масштаб, пропорции, контраст, структура, фактура, тектоника, колорит, симметрия и асимметрия.
Взаимосвязь внутреннего строения с формой предмета должна быть эстетически осмысленной. Хотя и тут креативщики диктуют свои условия, обходя каноны и общепринытые стандарты. Цветовой и пластической гармонии предмета можно достичь лишь используя физические свойства поверхностей, фактуры и текстуры.
Композиция подразделяется на два вида – плоскостная (фронтальная), и объемно-пространственная. Дизайнер не должен рассматривать какой-либо предмет композиции в отдельности. Его подсознание должно учитывать весь мотив, смотря на предметы вскользь. Создание композиции это глубоко творческий процесс. В ней все должно иметь свое место и нести определенный смысл. Залогом успеха в творчестве часто является эксперимент. Нельзя забывать о свете. Правильное освещение представит предметы дизайна более выразительными. Это правило действует для любого вида дизайнерского искусства.
При изобретении формы и построения композиции важно соблюдать меру. Мера должна быть как в количестве выбранных цветов, так и предметов. Для этого нужно пользоваться законом ограничения, хотя и он уместен не всегда, ведь выражение дизайнерской мысли сложно ограничить рамками правил. Выбор формы и построение композиции в дизайне не ограничивается какими то его областями. Общие правила применимы в любом из проявлений и направлений дизайнерского искусства.