Дизайн в противоречиях культуры и природы

Дизайн в противоречиях культуры и природы

Когда речь заходит о предметах народного или профессионального творчества, каждому становится понятно, что исполнение того или иного произведения искусства тесно связано с определенной национальной культурой. Правда ли, что дизайнерское проектирование носит характер, который определяется совокупностью норм и ценностей, другими словами – ядром культуры?

Фундаментальные ценности различных культур могут иметь общие черты, но в целом, разнятся. Принятие новых принципов экономического роста, дизайна и пр. неизбежно ведет к изменению некоторых культурных норм, при этом ядро культуры остается нетронутым, и целостность не нарушается.

Именно уникальность культур обеспечивает плодотворность их взаимодействия. Таким образом, обеспечивается заимствование, которое, казалось бы, изменяет внешний облик культур. Эта теория на практике применима и к дизайну.

Сегодня может возникнуть ложное представление о том, что дизайн нейтрален по отношению к социальному порядку и определенной культуре. Современные направления дизайна складывались, в ходе смены ремесла автоматизированной индустрией. Автоматизация, в свою очередь, долгое время воспринималась как откол производящей деятельности от культуры человеческой жизни. Поначалу машина деятельность выступила именно как сила противокультурная. Этот факт можно отнести к одним из наиболее впечатляющих примеров противоречивости культуры и природы в дизайне, которая свойственна всем переходным эпохам в истории.

Возросшие возможности технической, экономической и научной деятельности ориентировали индивидов на бестрепетное исследование природы и практическое освоение ее ресурсов. Подобный прорыв не мог не сопровождаться поруганием святынь, разрывом с вековыми привычками предков, обычаями, вкусами и пр.

Творческая стихия требует того, чтобы был взят верх над сложившейся упорядоченностью и предопределенностью всех признанных правил, ценностей и норм.